DOI: 10.36871/hon.202101015

Авторы

А. Р. Изергина
Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Со второй половины XX столетия интертекстуальность становится ключевым свойством музыкальной культуры, объединяющей сочинения разных эпох, традиций, стилей, авторов. В этой связи, особое значение приобретает текст шедевра. Являясь открытой и мобильной системой, он вступает в разнообразные диалоги со всей совокупностью стилевых и жанровых форм современной музыки. В статье рассматривается сочинение российского композитора Кузьмы Александровича Бодрова «Пять отражений на тему Паганини» (2018) для альта, пяти солирующих скрипок и камерного оркестра. Концепция произведения строится на диалоге автора с выдающимися произведениями для скрипки XIX и XX веков: концертами Л. ван Бетховена (D-dur ор. 61), И. Брамса (D-dur op. 77), П. И. Чайковского (D-dur op. 35), С. С. Прокофьева (№ 1 D-dur op. 19) и А. Берга («Памяти ангела»). При этом ключевая роль в композиции отводится Капрису Н. Паганини для скрипки соло (№ 24 a-moll op. 1), который трактуется как универсальная лексическая модель. В процессе переосмысления шедевры получают новое оригинальное прочтение и становятся частью современного музыкального контекста.

Ключевые слова

интертекст, чужое слово, диалог, музыкальный текст, шедевр, постмодернизм, современная музыка, рекомпозиция