DOI: 10.36871/hon.202101019
Авторы
С. И. Бойтунова
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Российская Федерация, Якутск
С. В. Максимова
Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Российская Федерация, Якутск
О. В. Шлыкова
Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация, Москва; Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ), Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Якутск
Аннотация
В работе раскрываются специфические особенности искусства книги, интегрирующего в себе достижения художественных средств и форм, а также книговедческих научных изысканий. В поле зрения авторов – региональный арктический локус социокультурной динамики искусства книги.
Прослеживаются истоки зарождения книжных иллюстраций в регионе — от первых опытов самодеятельных художников на страницах периодической печати 20-х годов XX века до деятельности различных институтов: научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» (1925–1930), культурно-просветительских обществ «Манчаары» и «Саха омук» (1920–1930), Союза советских художников Якутии (с 1940-х), взявших на себя инициативу накопления культурных практик и развития искусствоведческих направлений в регионе.
Представлена характеристика первых иллюстраторов, художников из якутского народа: П. П. Романова, создавшего иллюстрации к образу богатырского эпоса-олонхо «Бюдюрюйбэт Мюльджю Беге», и Г. М. Туралысова, проиллюстрировавшего сборник стихов и песен Ильи Чагылгана «Подъем», которые положили начало развитию профессиональной графики в Якутии.
Создание в 1945 году в Якутске художественного училища, а также появление издательств стало новой страницей в формировании такого направления искусства, как книжная графика. В статье рассматриваются стили самобытного традиционного искусства и искусства иллюстрирования книги.
Ключевые слова
искусство книги, художники-иллюстраторы книги, культура книги Якутии