DOI: 10.36871/hon.202101002

Авторы

Т. П. Варламова
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена теоретическому рассмотрению психолого-педагогических качеств и основных профессиональных умений концертмейстера-пианиста. Полноценное музыкальное творчество концертмейстера предполагает достижение художественного результата и создание качественно нового продукта в любой области музыкального искусства. Выявляются формы и особенности исполнительского сотрудничества в классе специального инструмента, рассматриваются основные функции взаимодействия субъектов педагогического процесса; освещаются проблемы активизации творческой работы над музыкальным произведением, связанные с поиском конкретных художественных средств, для раскрытия замысла композитора. Подчеркивается, что в музыкальном ансамбле необходимо общение при условии согласованного понимания разных партий и умения достигать общей цели объединенными усилиями.
Непосредственное и действенное общение возникает в процессе реализации плана интерпретации, совместном музыкальном переживании при решении творческой задачи. В зависимости от одаренности студента рассматриваются различные традиционные предметные формы и методы работы в классе специального инструмента.
Несомненно, мастерство концертмейстера требует от пианиста разносторонних музыкально-исполнительских способностей, артистизма, знакомства со всеми музыкальными инструментами. Успешность совместной игры зависит от творческой активности, эмоциональной отзывчивости, богатства воображения, инициативности, гибкости исполнительского таланта и творческой фантазии каждого партнера.

Ключевые слова

профессия концертмейстера, психолого-педагогические качества, сотрудничество, взаимодействие, творческая активность, исполнительские способности, интерпретация