DOI: 10.36871/hon.202101005

Авторы

М. И. Козьякова
Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном Академическом Малом театре России, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Начало информационной эпохи связано с интенсивным развитием принципиально новых технологий. На их основе складывается экранная культура, генерирующая становление и развитие сферы виртуальной реальности. Это искусственно созданное пространство явилось следствием научного прогресса, результатом технологических инноваций. Виртуальная реальность воспринимается в настоящее время как неотъемлемая часть жизни общества, как социокультурная среда, жизненное пространство человека. В свою очередь, виртуальная среда воздействует на самого человека. Воздействие этой сферы представляет собой один из центральных моментов в глубоких трансформациях образа жизни, ментальности нашего современника. В этой связи возникают сложные проблемы, связанные с осмыслением экспансии экранной техники, с парадоксом существования искусственных миров.
Виртуальная реальность получает все большее распространение в различных областях, в том числе в искусстве, особенно в кинематографе, в игровой, развлекательной среде. Являясь неотъемлемым атрибутом современной цивилизации, она имеет противоречивый, парадоксальный характер. Виртуальная реальность отличается антропным принципом, многообразием трактовок, поляризацией социальных оценок. В статье рассмотрены ее генетически опосредованные черты, онтологические, социальные, аксиологические, коммуникационные аспекты. В результате данного анализа сделаны выводы о возникновении новых тенденций в жизни общества, в искусстве.

Ключевые слова

информационное общество, технологии, виртуальность, виртуальная реальность, виртуальные миры, парадоксальность, телевидение, интернет, кинематограф