DOI: 10.36871/hon.202101006

Авторы

М. А. Степанова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье рассмотрены две версии сочинения композитора Виктора Степановича Ульянича «Звездный ветер Кассиопеи». Первая — одноименная композиция, написанная в 1990 году на музыкальном компьютере UPIC в парижской студии Яниса Ксенакиса, вторая — аудиовизуальное произведение «Кассиопея», ставшее результатом творческого сотрудничества Виктора Ульянича с художником Ольгой Кумегер. Композиции представляются как феномены принципиально синестетические по своей сути, поскольку в обоих случаях графическая и музыкальная составляющая неразрывно связаны. В первом случае с помощью линий синтезируются тембры, во втором – они участвуют в образовании нового художественного целого.
Этап предкомпозиционной работы — важная для Ульянича стадия творческого процесса. Это период формирования круга идей, определяющих особенности становления художественного образа и организации музыкальной ткани. Здесь такой идеей явилось узнаваемое w-образное расположение пяти ярчайших звезд созвездия Кассиопеи. Оно легло в основу драматургии произведения, его динамического и регистрового плана, отразилось в цветографической матрице и графике тембротематических элементов, определив тем самым фрактальную природу компьютерной композиции.

Ключевые слова

Виктор Ульянич, «Звездный ветер Кассиопеи», концепция художественного синтеза звука, ладозвонная интегральная музыкально-теоретическая система, проект ФОРМУЗ, UPIC, цветографическая матрица, темброинтонация, графический синтез звука, фрактальная композиция.