DOI: 10.36871/hon.202101007

Авторы

Е. В. Бериглазова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

Творчество российского композитора Сергея Ивановича Сиротина (1941–2014) занимает свою особую нишу в современной музыке. Однако сведения как о самом композиторе, так и о его хоровом творчестве малочисленны. В центре статьи — поэма Сиротина «Смерть Ивана Грозного», написанная для смешанного хора в 2003 году.
В избранном для исследования сочинении проясняется степень отражения эстетических категорий трагического и комического. Автор анализирует художественные образы хоровой поэмы сквозь призму данных категорий. Особое внимание уделяется как выявлению трагического начала в сюжетных коллизиях произведения и его образах, так и комического в его различных формах. В хоровой поэме представлены элементы народной смеховой культуры (пародия, гротеск), а также выведен персонаж, выполняющий карнавально-ритуальную функцию.
В заключении констатируется мысль о том, что в художественных образах поэмы воплощено и трагическое начало, и сатирико-трагедийное; обозначаются особенности их музыкальных характеристик. Утверждается, что на концептуальном уровне сочинения трагедийное и сатирико-трагедийное начала противостоят друг другу.

Ключевые слова

С. Сиротин, хоровая поэма, «Смерть Ивана Грозного», «трагическое», «комическое».