DOI: 10.36871/hon.202101008
Авторы
А. Н. Мерзлов
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, Российская Федерация, Екатеринбург
Аннотация
Цикл «Шесть стихотворений», ор. 38 (1916) хронологически является последним камерно-вокальным произведением в творчестве Рахманинова. Данное сочинение во многом отличается от предшествующих вокальных опусов композитора. На протяжении своей жизни Рахманинов лишь однажды обозначил жанр камерной вокальной формы как «стихотворение» — именно так озаглавлен опус в первых изданиях. Художественная проблематика сочинения, его главные литературно-музыкальные образы достаточно типичны для культуры эпохи модерна — направления, с которым творчество композитора обычно ассоциировать не принято. В статье производится подробный анализ как литературного, так и музыкального текста и устанавливаются композиционно-смысловые взаимосвязи между отдельными номерами цикла. «Шесть стихотворений» в контексте всего композиторского наследия Рахманинова рассматриваются как один из возможных ключей для понимания музыкального содержания его произведений среднего и позднего периода творчества.
Ключевые слова
музыкальное стихотворение, вокальный цикл, Рахманинов, символизм, модерн, художественные направления XX века