DOI: 10.36871/hon.202102011
Авторы
Е. С. Супотницкая
Е. Ю. Шарма
Институт современного искусства, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена научному осмыслению творческого наследия И. В. Ершова, имя которого, с одной стороны, мыслилось современниками как равнозначное Ф. И. Шаляпину, а с другой — со временем оказалось как бы «в тени» последнего, что пока не нашло соответствующего отклика в отечественном музыкознании. Между тем понимание необходимости всестороннего изучения искусства Ивана Ершова имело место еще в первой половине прошлого века, и это отразилось в публикациях его современников.
В этом контексте сопоставляются основные биографические сведения, касающиеся Ф. И. Шаляпина и И. В. Ершова. На основании проведенного сравнения делается вывод как об определенной схожести начала их творческого пути, так и о существенных отличиях в их артистической индивидуальности, что в конечном итоге повлияло на развитие карьеры и масштаб популярности каждого певца.
В целом обращение к данной теме показало, что материалы, касающиеся деятельности И. В. Ершова, не столь обширны и требуют специальных изысканий. В то же время его наследие нуждается в изучении с точки зрения восстановления исторической справедливости, а также рассмотрения в аспекте междисциплинарных пересечений. Очевидно, что с позиций современного музыкознания подобная проблематика остро нуждается в серьезном научном переосмыслении.
Ключевые слова
Иван Ершов, Федор Шаляпин, артист, исполнитель, оперный певец, тенор