DOI: 10.36871/hon.202102016

Авторы

А. В. Варламова
Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) имени В. А. Босикова, Республика Саха (Якутия), Якутск

Аннотация

В статье рассматривается фортепианное творчество Николая Савельевича Берестова, одного из известнейших композиторов Якутии, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Николай Берестов — автор большого количества произведений, написанных в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки, новаторски претворяющий в своих сочинениях традиции национального фольклора. Его композиторское наследие известно и исполняется за пределами Якутии и России. В исследовании раскрываются особенности авторского стиля композитора — взаимодействие в его опусах интонационной лексики национального фольклора и техники европейского письма, полифоничность, приверженность программности, постановка и мàстерское решение технических и образно-эмоциональных задач. В статье рассматриваются наиболее яркие произведения композитора: пьеса «Лес» из цикла «Таежными тропами» как образец педагогического репертуара, Прелюдия и фуга — первое фортепианное сочинение, написанное в полифоническом стиле, триптих «Северные пейзажи» — одно из эффектных концертных сочинений фортепианной литературы Якутии.

Ключевые слова

Н. С. Берестов, фортепианные циклы, программность, фольклор, полифония, сюжет