DOI: 10.36871/hon.202102017
Авторы
Чэнь Цзэкан
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье впервые вводится в научный обиход российского музыкознания Концерт для ударных и симфонического оркестра Цзя Дацуня «Fusion II». Произведение рассматривается как один из показательных образцов введения традиционных китайских ударных инструментов в состав симфонического оркестра. В духе современных тенденций, обращаясь к нетрадиционным способам игры на солирующем барабане тангу, композитор достигает тембровой трансформации, что наряду с ритмическими и динамическими показателями позволяет ему сымитировать звучание индийских барабанов и африканских бубнов. Созданный благодаря этому новый «саунд» становится одним из показателей интеграции разных культур мира, что достигается не механическим заимствованием аутентичного музыкального материала, а путем выработки характерного ритмического рисунка и приемов звукоизвлечения. Объединение тембров китайского гонга и vibrato струнных инструментов создает в Fusion II характерные для электронной музыки замедления и эффект «эха». В Концерте соблюдены все черты жанра, но классическое константное получило в нем преломление в свете современных процессов, что потребовало от композитора новых и подчас жестких приемов, почти полностью исключивших лирическое высказывание.
Ключевые слова
традиционные китайские ударные инструменты, сонорная техника, приемы звукоизвлечения, тембровые миксты, интеграция музыкальных культур