DOI: 10.36871/hon.202102019

Авторы

Н. А. Урсегова
Новосибирский государственный педагогический университет, Российская Федерация, Новосибирск,

Аннотация

Тридцатилетие второй половины XIX века, охватывающее 60–80-е годы, — период пробуждения в России интереса к музыкально-педагогической проблематике и осознания необходимости разработки теоретических исследований для организации процесса музыкального образования и воспитания детей в семье и школе, репрезентирующий первые нотные собрания для детей, сформированные на основе фольклора.
Аналитическая база исследования (источники) — сборники обработок народных песен, созданные с конкретной педагогической целью, как для специальных образовательных учреждений, так и для слушателей массовых школ. Их содержание позволяет продемонстрировать взгляды российских педагогов, музыкантов-просветителей и композиторов на внедрение русского фольклора в систему массового музыкального воспитания детей.
Важнейшее достижение изучаемого периода — появление первых детских песенных сборников для педагогических целей с реализованным научным подходом к публикации фольклорных произведений, в которых подлинные мелодии излагаются без аккомпанемента, сочиненного композитором, а песенные тексты дополнены сведениями о конкретном географическом месте записи песен и об исполнителях.
Теоретический и практический опыт музыкального образования, наработанный во второй половине XIX века, представляет ценность для современной музыкально-педагогической науки и практики.

Ключевые слова

русский фольклор, музыкальное образование и воспитание, сборники обработок народных песен