DOI: 10.36871/hon.202102002

Авторы

В. Ю. Бережной
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

В статье анализируется репертуар для дуэта баянистов, который создавался отечественными композиторами и аранжировщиками со второй половины 70-х годов XX до начала XXI века. Дается определение понятия «современный репертуар», указываются причины более позднего создания первых оригинальных произведений для дуэта современных баянов в сравнении с репертуаром для баяна соло. Отмечается, что в современных сочинениях для дуэта баянистов в отличие от опусов, созданных в 1940‑х – начале 1970-х годов, наблюдаются иные способы изложения мелодической линии и фигураций, а также гармонического фона в левом полукорпусе баяна, значительное возрастание в них роли полифонии, что обусловлено появлением многотембрового готово-выборного инструмента.
Подчеркивается увеличение роли тембровой палитры в современных произведениях для дуэта баянистов. Выявляются исполнительские возможности этого ансамбля, что инициировало появление многочисленных аранжировок сочинений, написанных для фортепиано, органа, камерного ансамбля, оркестра. Указывается, что современный репертуар для данного инструментального дуэта создается, как баянистами, так и композиторами, сочиняющими произведения для инструментов и ансамблей академического направления.

Ключевые слова

современный репертуар, дуэт баянистов, оригинальное сочинение, аранжировка, инструмент с готовыми аккордами, многотембровый готово-выборный баян