DOI: 10.36871/hon.202102004
Авторы
О. М. Плотникова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск
Аннотация
Актуальной проблемой современного музыкознания является осмысление научной репрезентативности общепринятых терминов и понятий в контексте постнеклассической научной картины мира и когнитивистики. В качестве навигатора концептуального понимания музыкального произведения в статье рассматривается контент искусствоведческого метаконцепта «художественный мир». Пусковым механизмом его создания в лексической системе музыковедческого языка становится процедура осмысления автономной, целостной интонационно-звуковой концепции сочинения. Исследование семантики метаконцепта «художественный мир» выявляет его константы и инварианты. Философский, социокультурный генезис репрезентирует вариативную периферию и «ядро» — ключевое имя концепта, генерирующее множественные понятия внутри научной дисциплины и в обширном научном поле трансдисциплинарных взаимодействий. Анализ языковых единиц номинативного состава представляет этимологический, исторический и актуальный семантические слои. Иерархическая структура метаконцепта «художественный мир» как теоретического объекта и механизма формирования образно-художественных представлений репрезентирует динамическую систему взаимодействия различных семиотических, статических и процессуальных элементов, предопределяющую семантическую множественность толкований. Будучи сложной ментальной структурой языка и сознания музыканта и активно участвуя в межкультурной коммуникации, метаконцепт «художественный мир» способен маркировать отраслевой культурно-исторический метод научного познания.
Ключевые слова
методология и концептосфера музыкознания, метаконцепт «мир/художественный мир», межкультурная коммуникация