DOI: 10.36871/hon.202102005

Авторы

А. В. Костина
Московский гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Одним из самых сложных теоретических вопросов современного гуманитарного знания является вопрос о типологическом соотношении различных феноменов культуры, их взаимном соотнесении и, соответственно, их встроенности в структурно-типологические схемы. Несмотря на значительное число исследований, посвященных данной проблематике, этот вопрос не решен до настоящего времени. Как правило, обозначение понятий популярной культуры и массовой культуры опирается на дискриптивный метод, использование которого позволяет дать определение данных типов культуры через описание внешних черт. В статье показано, что по внешним признакам, ведущим из которых является широкое распространение этих феноменов, невозможно определить их сущностные черты. Наиболее оптимальным здесь выступает структурно-типологический подход, где основание для выделения феноменов — их функциональная природа. Исходя из этого, в статье представлена структура культуры, включающая в себя традиционный, высокий специализированный и массовый типы культуры. Каждый из этих типов сформировался на определенном этапе исторического развития, обеспечивая совокупность функций, присущих только ему. В этом смысле данную структурно-типологическую схему можно рассматривать как модель культурной динамики. Популярная же культура — понятие, получившее широкую степень распространения и обозначающее любое из явлений, принадлежащих одному из этих типов культуры.

Ключевые слова

типологический подход, массовая культура, популярная культура, традиционная культура, высокая специализированная культура, функции, структура