DOI: 10.36871/hon.202102007
Авторы
М. А. Сидорова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск
Аннотация
Опера как художественное целое предполагает изучение всех ее структурных уровней, включая сюжет — первичный и главный носитель идейной концепции произведения. В свою очередь, целостная идейная концепция оперного жанра формируется на основе системы взаимодействующих тематических линий, концентрирующих важнейшие смысловые структуры сюжетного текста. В опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки одним из базовых смыслообразующих элементов сюжета является тематика, сопряженная со сферой сакральной образности. Цель статьи — определить идейно-художественное значение данной тематики. В процессе анализа обозначаются объекты сакрального пространства оперы, выявляются формы и способы их функционирования. Прослеживаются народно-национальные истоки духовно-религиозной линии сюжета и устанавливается факт ее исторически и художественно обусловленной необходимости. Исследование проводится в опоре на методы филологического и семантического анализа текста, что позволяет выявить сущностные, смыслообразующие линии сюжета. В заключение делается вывод о высокой идейно-художественной значимости сакральной сферы сюжета оперы, проводится мысль о глубокой взаимосвязи сакральной тематики с идеей национального единства и в целом — с ее способностью функционировать в качестве компонента структурной модели идеального мироустройства страны.
Ключевые слова
Михаил Иванович Глинка, опера «Жизнь за царя», сюжет, сакральная тематика, национальный образ мира, идейно-художественная концепция