DOI: 10.36871/hon.202102008

Авторы

Н. В. Кошкарева
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Российская федерация, Москва

Аннотация

Хоровое творчество Родиона Щедрина представляет интереснейшую область современной музыкальной культуры. Объектом анализа выступает сочинение «Эпиграф графа Толстого к роману “Анна Каренина”» для смешанного хора a cappella в качестве демонстрации ключевого показателя композиторского стиля Р. Щедрина –– полифонического мышления. Посредством синтеза методов исследования изучены параметры музыкальной композиции: литературный источник, музыкальная форма, фактура, мелодика. Кроме того, раскрывается «русская тема» в хоровом творчестве Р. Щедрина, выявляется специфика индивидуального хорового стиля композитора, определяются аспекты полифонизации средств музыкального языка.
Эпиграф поясняет основную идею романа Л. Толстого, концентрированно выражает важнейшее контекстное континуальное развитие всех происходящих событий. Широкое семантическое поле текстовой основы становится импульсом полифонизации всех средств музыкальной выразительности. Полифоничность как идиома композиторского почерка Р. Щедрина рождается в том числе в виде сплава художественных направлений и стилей. В заключение подчеркивается, что литературная основа «Эпиграфа», сотканная из исторических, теологических, философских и художественно-поэтических пластов, потребовала синтеза традиционных и новаторских музыкально-выразительных средств –– «нового полифонического слова» в авторском высказывании Р. Щедрина об основных парадигмах русской темы.

Ключевые слова

Р. Щедрин, Л. Толстой, хоровое творчество, полифонизация, композиторский стиль, музыка XXI века