DOI: 10.36871/hon.202102009

Авторы

О. Ю. Кулакова
Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина, Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена вопросу общения и взаимовлияния ботаников и художников, живших в Германии, Швейцарии, Голландии в период второй половины XVI — начала XVII века. Выбор ареала и периода исследования обусловлен активным общением ученых по вопросам реформирования научного знания, в частности ботаники. Новые требования ученых, ожидавших от художников помощи в визуальной формулировке морфологических признаков растений, столкнулись с живописной традицией, которая менялась медленно и постепенно. В итоге к началу XVII века понимание было достигнуто, и ботанические иллюстрации обрели свои основные художественные черты: ясность контуров, минимум светотеневой моделировки, неяркий акварельный колорит. В то же время живописцы, работавшие в жанре цветочного натюрморта в начале XVII века в Голландии, также испытали существенное влияние ботаников. В композиции цветочного букета появились следующие черты: собирание в единый букет растений, цветущих в разные месяцы, метод коллажа, составление букета как «таблицы» кунсткамеры, равномерное освещение, фронтальность, отсутствие глубины пространства и пересечения объектов или сложных ракурсов, обогащение натюрмортов экзотическими, редкими, дорогими цветами, особенно тюльпанами.

Ключевые слова

голландский цветочный натюрморт, ботаническая иллюстрация, Леонарт Фукс, Карл Клузиус, Якоб де Гейн II, Амброзиус Босхарт Старший