DOI: 10.36871/hon.202103012

Авторы

Ю. Ю. Гудыменко
Государственный Эрмитаж, Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается одно из центральных произведений портретного жанра 1800-х годов — портрет А. К. Швальбе работы О. А. Кипренского. Анализ этого произведения несколькими поколениями искусствоведов (Г. А. Недошивина, Н. Н. Коваленской, Д. В. Сарабьянова, Я. В. Брук, И. В. Линник) позволяет выявить его основные содержательные и формальные особенности, а также уяснить вопросы, связанные с понятиями традиций и новаторства. Все писавшие о портрете сходятся в том, что в основу художественного образа портрета А. К. Швальбе положены впечатления от произведений Рубенса и Рембрандта. Однако изучение портрета Швальбе в контексте искусства 1800-х годов позволяет сделать вывод о наличии в произведениях современников (в частности, С. Тончи) тех же мотивов, что использовались в портрете Кипренского, а именно: изображение модели анфас, теснота пространства, острая характерность и экспрессивность в подаче внешности портретируемого, включение одного из популярных в начале XIX века видов одежды — шубы. Для доказательства тезиса о влиянии на Кипренского искусства его времени привлекается ряд произведений (в том числе неизвестных художников) как достаточно хрестоматийных, так и мало известных.

Ключевые слова

портрет 1800-х годов, традиции и новаторство в портретном жанре, С. Тончи, «шубные портреты» рубежа XVIII–XIX веков, композиция в портрете 1800-х годов