DOI: 10.36871/hon.202103014

Авторы

Н. И. Тетерина
Государственный институт искусствознания, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена начальному этапу истории изучения оркестрового стиля М. П. Мусоргского. Авторская партитура оперы «Борис Годунов» долгое время была недоступна для музыковедов. Более того, сложился миф о том, что рукопись утрачена безвозвратно. Первыми исследователями, получившими доступ к автографу композитора, стали Б. В. Асафьев и П. А. Ламм. Музыканты редактировали партитуру оперы к премьере, состоявшейся в Государственном Академическом театре оперы и балета в Ленинграде 16 февраля 1928 года, когда после более чем полувекового перерыва зазвучала подлинная авторская оркестровка. Б. В. Асафьевым были опубликованы две небольшие, но принципиально важные статьи, в которых впервые зашла речь об индивидуальности, профессионализме и историческом значении этой области творчества композитора. Первая статья «Оперный оркестр Мусоргского» была написана непосредственно к премьере оперы в ГАТОБ (в настоящее время Мариинский театр). Вторая статья «Оркестр “Бориса Годунова”» была издана в 1930 году в сборнике Государственной академии художественных наук «Мусоргский. I. Борис Годунов». Обе работы Б. В. Асафьева, а также его маргиналии на полях рукописной партитуры, открывают новый этап в научном и художественном осмыслении оркестровой драматургии и оркестровой стилистики М. П. Мусоргского.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», Б. В. Асафьев, П. А. Ламм, В. А. Дранишников, ГАТОБ, оркестровый стиль, оркестровая драматургии, маргиналии