DOI: 10.36871/hon.202103015
Авторы
П. Ю. Цветкова
Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье представлена история создания спектакля «Турандот» по пьесе Б. Брехта в театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов). Значительное место как прототипу постановки Ю. Любимова уделено незавершенной пьесе немецкого драматурга «Турандот, или Конгресс обелителей», работа над которой была прервана на долгие годы и возобновлена лишь в начале 50-х годов прошлого века. Подчеркивается, что в театре на Таганке основной формой представления стал музыкальный спектакль с несложными в исполнительском отношении вокальными и инструментальными эпизодами. В работе анализируются десять зонгов для мужского голоса А. Шнитке, созданных для спектакля «Турандот» на стихи поэтов Б. Слуцкого и А. Вознесенского. Выявляется их жанровая основа и музыкально-выразительные средства. Сюитный принцип чередования зонгов в спектакле совмещается с формой второго плана, в которой проступают признаки цикличности. Отмечается, что зонги, вписанные в основную канву спектакля, вносили в него необходимый подтекст и таким образом приближали пьесу Брехта к советской действительности конца 70-х годов прошлого века.
Ключевые слова
Шнитке, Брехт, Любимов, зонг, драматический спектакль, музыкальный театр