DOI: 10.36871/hon.202103017
Авторы
И. В. Алексеева
Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа
Аннотация
Индивидуализация в музыкальном искусстве рубежа XX–XXI веков коснулась не только концепции композиторского опуса, но и стиля, манеры письма, состава исполнителей. Вместе с тем, установка на новизну соседствует с актуализацией художественного опыта близкого и далекого прошлого. Кроме того, в пересечение названных тенденций включаются «экскурсы» в другие виды искусства. В этом смысле, особенно интересны сочинения композиторов, находящихся на стыке культур, эпох, языков. К таким образцам относится поэма для альта и фортепиано «Моление о чаше по картине Эль Греко» Маргариты Зеленой (род. 1954) — композитора, пианистки, педагога, организатора, объединяющего традиции российской и западной школ. В статье рассматривается специфика музыкального претворения вечного евангельского сюжета, отображенного в живописном полотне «Моление о чаше» ренессансного художника Эль Греко. Концепция уникального программного сочинения Маргариты Зеленой рождается на пересечении различных видов искусства и евангельского слова, современности и барокко. При этом основой драматургии становится система несущих символическую нагрузку лейтинтонаций — переосмысленных автором риторических фигур барокко.
Ключевые слова
поэма, альт и фортепиано, Маргарита Зеленая, библейская тема, картина Эль Греко, интонационная драматургия