DOI: 10.36871/hon.202103018

Авторы

Чжан Кайлинь
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва

Аннотация

Статья посвящена сравнительной характеристике двух концертов для струнных инструментов Сергея Михайловича Слонимского (1932–2020): скрипичного «Весеннего» («Concerto Primaverile», 1983), ориентированного на романтический стиль XIX столетия, и альтового «Трагикомедии» (2005), связанного с авангардной линией творчества композитора. Каждый из опусов воплощает разные типы программности: обобщенную — в «Весеннем» для скрипки и струнного оркестра, и более конкретизированную в концерте по «Преступлению и наказанию» Ф. Достоевского для альта и камерного оркестра. Так, к обоим типам программности Слонимский обращался и в сольных композициях для этих инструментов, например, скрипичной «Легенде» (написанной по новелле И. Тургенева), образная конкретика становится ведущей в драматургии этой последней пьесы для скрипки. Наоборот, альтовые Соната и Вариации для солирующего инструмента скорее адресуют к обобщенному композиторскому подходу. Сопоставление двух концертных партитур идет по линиям их стилевого различия: программности, специфики драматургии и технического воплощения, в частности, по таким проблемам, как комплексная мелодическая фигурационность, контрапунктическое насыщение гомофонно-монодийной фактуры, роль микрополифонии, введение трети- и четвертитонов и других нестандартных принципов звукоизвлечения.

Ключевые слова

Сергей Слонимский, Сергей Стадлер, Федор Дружинин, концерт, программность, драматургия, интерпретация, альт, скрипка