DOI: 10.36871/hon.202103019

Авторы

А. Б. Туринцева
Екатеринбургский государственный театральный институт, Российская Федерация, Екатеринбург

Аннотация

Статья посвящена методу «музыкального чтения», разработанному М. Ф. Гнесиным в начале XX века в рамках педагогической деятельности. Исследуются предпосылки создания «музыкального чтения» — высокоэмоционального прочтения поэтического текста по нотам с сохранением природы и специфических особенностей человеческой речи, его основные положения и принципы. Выявляется связь идей М. Ф. Гнесина с интонационной концепцией Б. В. Асафьева, раскрывается интонационная природа человеческой речи. Рассматривается поэтапный способ интеграции метода в практическую деятельность артистов театров. Описывается метод ритмического чтения. Приводятся примеры использования метроритмических средств музыкальной выразительности для воплощения эмоционально-смыслового содержания текста. Разбирается введение речевой интонации в сферу музыки как с точки зрения фиксации нотными знаками специфических особенностей речевой интонации, так и применения данного метода на практике. Сделаны выводы о перспективах использования метода «музыкального чтения» в деятельности профессиональных артистов театра и в процессе обучения студентов творческих вузов: выстраивание по законам музыкальной гармонии речевых хоров, ансамблей и диалогов, создание уникальных рече-музыкальных работ, где речевой голос с его специфическим тембром и аккомпанемент являются частями единого художественного целого.

Ключевые слова

«музыкальное чтение», ритмическое чтение, интонация, речевая интонация, музыкальная интонация, мелодекламация, оперный речитатив