DOI: 10.36871/hon.202103022

Авторы

Т. П. Варламова
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена вопросам, связанным с музыкальным образованием инвалидов по зрению. Известно, что система кожно-двигательных ощущений дает человеку разнообразную информацию, становится важнейшим органом взаимодействия незрячего музыканта с окружающим миром. В статье приводится характеристика ощущения как простейшего психического процесса, как отражения отдельных качеств или свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. При этом подчеркивается, что ощущение зависит от действующего анализатора, который имеет трехчастное строение: рецепторы, нервные пути, соответствующие участки мозга.
Большое значение в работе уделяется принципам внутренней и внешней мотивации. Мотивированность незрячих студентов заключается в заинтересованном отношении к совершенствованию профессионального мастерства и повышению общей культуры музыканта.
Рассматривается использование различных методов при формировании музыкального интереса, а также методы, активно воздействующие на музыкальное творчество незрячего.
В данной статье выявляется спектр творческой деятельности слабовидящего музыканта, определяются такие виды музыкальной деятельности, как восприятие в процессе слушания музыки, исполнительство и творчество, а также музыкально-образовательная деятельность.

Ключевые слова

творчество, мотивация, музыкальный интерес, ощущения, восприятие, компенсаторные возможности слабовидящих музыкантов