DOI: 10.36871/hon.202103004

Авторы

Е. В. Мельникова
Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Российская Федерация, Екатеринбург

Аннотация

Новаторские формы взаимодействия «слова» и музыки стали уже привычными для творчества современных композиторов, поэтому вопрос изучения данных явлений в курсе «Анализ музыкальных форм» представляется весьма актуальным. Понятие «слово» при этом дано в кавычках, чем подчеркивается некая метафоричность и расширительное его употребление –– произносимый и непроизносимый вербальный текст, словесные и внесловесные проявления человеческого голоса. Исполнение современной вокальной музыки также подразумевает умение анализировать подобные опусы и разнообразные формы работы композиторов с материей слова и различными звучаниями голоса.
Очевидно, что профессиональное образование должно давать представление не только о формах новейшей музыки, но и о подходах в ее изучении. При некой общей базе традиционного анализа музыкального произведения в целостности его содержательных и формальных сторон, где уделяется внимание всем составляющим художественного синтеза «взаимодействующей музыки» (по терминологии О. В. Соколова), при анализе сочинений с нетрадиционными формами синтеза «слова» и музыки возникает определенная специфика. В статье обсуждается данная методологическая проблема и предлагаются пути ее практического решения в приложении к учебному курсу «Анализ музыкальных произведений / Музыкальная форма».

Ключевые слова

«слово» и музыка, вокальная музыка, анализ музыкальных форм, новые виды взаимодействия вербального и музыкального начал