DOI: 10.36871/hon.202104001

Авторы

С. И. Колбышева
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Республика Беларусь, Минск

Аннотация

В статье излагается новый взгляд на систему художественно-эстетического образования с опорой на антропологическую платформу, заявленную в XX столетии в качестве возможного ориентира в развитии гуманитарного знания, гуманитарных наук, гуманитарных дисциплин. В рамках философской антропологии разработаны концептуальные основания художественно-эстетического образования, включающие базовые научные теории и методологические подходы.
При анализе теории художественного восприятия и теории художественного творчества выделены прикладные аспекты, направленные на постижение операциональных механизмов и этапов художественной коммуникации в целом, включающей в себя, с одной стороны, позицию автора художественного произведения в контексте своей эпохи, а с другой — позицию реципиента, интенция которого во многом определяет направления развития художественно-эстетического образования. Важное значение в данном контексте имеет практическое осмысление реципиентом художественного образа, позволяющее поднять художественно-эстетическое образование на принципиально новый уровень.
Антропоцентрический и синергетический методологические подходы, рассматриваемые автором статьи в антропологическом ключе и базирующиеся на теориях художественного восприятия и художественного творчества, учитывают множественность социокультурных изменений и потребностей подрастающего поколения в современном мире.

Ключевые слова

теория художественного восприятия, теория художественного творчества, антропоцентрический подход, синергетический подход