DOI: 10.36871/hon.202104011

Авторы

Чень Синьхэн
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Российская Федерация, Нижний Новгород

Аннотация

Статья посвящена истории создания балета «Седая девушка» (1965), включенного во время культурной революции Китая в число «образцовых спектаклей». Сюжет балета, основой которого является классовое противоречие помещиков и крестьян, имеет фольклорные истоки: сначала он получил отражение в романе, затем была создана первая национальная китайская опера, позже адаптированная для кинематографа и ставшая основой балета.
Балет «Седая девушка» был создан по поручению политического руководства Китая. В основе его сюжета — исторические события, отражающие классовую борьбу, происходившую внутри Китая, а также этапы формирования личности, готовой к сопротивлению эксплуатации и борьбе за свободу для всех. Музыка балета, созданная композитором Иэн Цзиньсюэн, включает также народные революционные песни и номера, заимствованные из одноименной оперы. В характерах персонажей в балете по сравнению с оперой усиливаются революционные черты. Хореография спектакля гармонично сочетает классические балетные pas с особенностями китайского народного танца и боевых искусств. Балет «Седая девушка» с неизменным успехом исполняется с момента создания до наших дней и справедливо считается «красной классикой», обладающей высокой идеологией и художественностью.

Ключевые слова

балет «Седая девушка», опера «Седая девушка», история, адаптация, балет Мацуямы