DOI: 10.36871/hon.202104012
Авторы
А. А. Груздев
Алтайский государственный университет, Институт искусств и дизайна, Российская Федерация, Барнаул, Алтайский край, Барнаул
Аннотация
В последние годы в науке все чаще возникают попытки провести параллели между иконологией и семиотикой. В ряду подобных изысканий наибольший интерес представляет так называемый метод Эрвина Панофского, который является основой современной иконологии. В настоящей статье рассматриваются различные аспекты использования иконологического метода в русле семиотического анализа художественного произведения. Освещаются как общие вопросы становления иконологии, так и специальные вопросы ее применения и синтеза в контексте семиотического анализа. Дается краткий обзор основных иконологических принципов при выявлении образно-символического содержания произведения, а также обобщаются главные особенности структурных механизмов, лежащих в основе семиотического подхода. Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что впервые исследуются особенности применения иконологического метода как одного из инструментов семиотического анализа. В связи с тем, что в современной искусствоведческой науке большой научный интерес представляет подход к пониманию художественного произведения как носителя национально-культурной информации, семиотика и иконология приобретают большой радиус применения при исследовании культурно-специфических связей. Все это вкупе увеличивает методологические возможности изучения художественного произведения и тем самым расширяет границы исторического изучения изобразительного искусства.
Ключевые слова
иконология, знак, подход, семиотика, символика, Панофский, метод, мотив, анализ, система