DOI: 10.36871/hon.202104013

Авторы

Ю. А. Финкельштейн
Российский Государственный Университет имени А. Н. Косыгина Институт «Академия имени Маймонида», Российская Федерация, Москва

Аннотация

Объектом исследования в статье становится художественный фильм Алена Корно «Все утра мира» (1991). Картина рассматривается как произведение искусства, в котором сильны постмодернистские тенденции. Для создания образа эпохи режиссер использует музыку, написанную в XVII веке. Образ гамбиста де Сент-Коломба складывается на основе эстетического и эмоционального восприятия его сочинений создателями картины. Тембр виолы да гамба, одной из основных особенностей которого является быстрое угасание, определяет главную философскую идею киноленты. «Недостаток» инструмента, ставший одной из причин его недолговечного бытования в искусстве, воспринят авторами фильма как самобытная его ценность. Быстро гаснущий звук становится метафоричным символом умирания и возрождения, смерти и бессмертия, являющихся одним целым. Кроме того, музыка барокко выполняет функцию временнóго «погружения». Используя музыку старинных стилей, киноиндустрия получает опору на истинные ценности и элемент достоверности. В свою очередь, участвуя в киноискусстве, она присваивает черты массовой культуры: легковесность, иллюзорность, легкодоступность. Такая амбивалентность свойственна и сюжету, в котором на историческом фоне, удаленном от настоящего момента, происходят события, вызывающие абсолютно современные чувства.

Ключевые слова

Ален Корно, Жорди Саваль, виола да гамба, тембр, музыка барокко, Марен Маре, де Сент-Коломб, Паскаль Киньяр, кинематограф, постмодернизм