DOI: 10.36871/hon.202104016
Авторы
Т. Н. Красникова
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена памяти видного польского композитора и педагога Витольда Шалонека, снискавшего признание в Польше и некоторых странах Европы (таких, например, как Германия, Дания, Словакия, Финляндия). Композитор скончался двадцать лет назад — в октябре 2001 года, в Берлине.
Цель исследования — охарактеризовать стиль Камерной симфонии ВАСН В. Шалонека, рассмотрев ее в контексте симфонического творчества композиторов второй половины ХХ века. Пользуясь методами компаративистики, автор выявляет стилевые особенности произведения, а также общестилевые показатели, характеризующие некоторые тенденции в развитии симфонического жанра. В поле его зрения находятся также драматургические особенности симфонии, приемы монограммирования и анаграммирования, сонорные эффекты, основанные на мастерстве сочетания способов звукоизвлечения с принципами тембровой координации фактурных составляющих произведения. В статье подчеркнуто, что результатом подобного сочетания становится та неповторимая манера высказывания, которая сформировала текст симфонии, запечатлев в нем момент истины, возникшей в процессе диалога композитора с гением Баха. Здесь также дано обоснование сонорным эффектам как подлинно художественным явлениям в музыке Шалонека.
Ключевые слова
cимфония, камерно-инструментальный жанр, тембр, музыкальная форма, фактура, стиль, артикуляция, Польша, Витольд Шалонек, Бах