DOI: 10.36871/hon.202104019

Авторы

Т. В. Пашкова
Московская государственная академия хореографии, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена феномену народно-характерного танца, представляющему собой уникальное явление российского искусства. Прослеживается путь развития народно-характерного танца на русской балетной сцене, определяются его ключевые этапы, выявляются источники, послужившие основой формирования его пластического языка. Отмечается, что язык народно-характерного танца был создан благодаря деятельности многих хореографов, чьи произведения в XXI веке являются образцами культурного наследия.
Рассматривается специфика образности сохранившегося в настоящее время в классическом балетном репертуаре народно-характерного танца. Значительное внимание уделяется особенностям передачи национальной характерности при создании танцевальных образов представителей какой-либо народности. Автор выделяет и описывает отличительные черты нескольких национальных характеров, чаще других воплощаемых языком народно-характерного танца в хореографических образах балетных и оперных спектаклей из классического репертуара российских музыкальных театров.
Обосновывается идея, что недооценка потенциала языка народно-характерного танца как средства выразительности в балетном театре ограничивает возможности создания хореографами-постановщиками нового поколения достоверных и правдивых сценических образов и лишает их национального своеобразия. В своем исследовании автор стремится актуализировать вопрос о сохранении национальной характерности на русской балетной сцене XXI века.

Ключевые слова

народно-характерный танец, национальный характер, сценический образ, выразительность