DOI: 10.36871/hon.202104020
Авторы
Л. Н. Нагорная
Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В. М. Халилова Минобороны России, Москва
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению истоков и ценностно-смысловых основ такого направления современного цифрового искусства, как глитч-арт. Актуальность статьи cвязана с высокими темпами развития различных форм цифрового искусства, что обусловлено возрастающей ролью информационных технологий, которые стали причиной коренных трансформационных процессов в современном культурном пространстве. Рассматриваются истоки направления, которые лежат в эстетике футуризма, экспериментах в области конкретной музыки, а также в технике деконструкции и рекомбинации частей исходного изображения в кубизме. Приведены примеры глитч-арта — «Tali Hinkus» Пола Херца (Paul Hertz), «Glitch Diva» Елены Роменковой, «Белое» (из серии «Утопия») Виктора Макурина, проводятся параллели с произведениями киноискусства («Матрица» режиссеров Ланы и Лилли Вачо́вски). Важным свойством цифрового искусства является его способность наполнять глобальное информационное пространство новыми смыслами и ценностями: это и протест против тотальной технократии и цифровизации, и зафиксированный разрыв в коллективном техно-гипнозе, и отображение процессов работы подсознания человека.
Изучение этого феномена позволяет критически взглянуть на взаимодействие физического и цифрового мира в рамках современной культуры, выявить перспективы этого взаимодействия.
Ключевые слова
глитч-арт, современное искусство, цифровое искусство, футуризм, конкретная музыка, цифровая фотография