DOI: 10.36871/hon.202104004

Авторы

И. В. Алексеева
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова, Российская Федерация, Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые из значительных и перспективных идей М. Г. Арановского, сложившихся в теорию межтекстовых взаимодействий. Она имеет самостоятельное научное и прикладное значение и нашла продолжение в ряде исследований уральских музыковедов последнего десятилетия. Эти работы, направленные на изучение смысловой организации музыкального текста композиторов различных эпох и стилей, опираются на методологию выдающегося ученого, в результате чего уникальная теория получает дальнейшую жизнь и развитие. В статье предпринимается попытка определить ценности и перспективы данных трудов. В этой связи осуществляется анализ основных положений, наблюдений и обобщений, представленных в ряде наиболее интересных исследований, выполненных с использованием инструментов анализа межтекстовых взаимодействий и решающих проблему постижения процессов текстового смыслопорождения.
В оценке перспектив концепции межтекстовых взаимодействий применение теории М. Г. Арановского дает возможность ответить на вопросы о смысле обращения композиторов к «чужому» музыкальному материалу, о путях и принципах формирования нового текста, о специфике художественного мышления в целом. Одновременно исследование межтекстовых взаимодействий открывает перспективы для постижения процессов межкультурного обмена.

Ключевые слова

музыкальный текст, взаимодействие, заимствование, преобразование, смыслопорождение