DOI: 10.36871/hon.202104005

Авторы

А. В. Галятина
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

В статье раскрываются специфические особенности метроритмической организации классического танцевального цикла (сюиты) в отечественном балете XIX—XX веков. Целью статьи является поиск механизмов взаимодействия танца и музыки, основой которых служит координация их временных параметров. Материалом анализа избран классический танцевальный цикл, который выполняет в балете как композиционные, так и драматургические функции.
Помимо метроритмической и композиционной системы организации времени в балетной музыке выделяются и другие его типы: реальное, психологическое (субъективное) и концептуальное, художественное время, организующее процессы жизненного цикла персонажей и развитие действия в виртуальном времени произведения. В каждом номере классического танцевального цикла преобладает реальное время, но в чередовании номеров, подчиненных принципу контраста, корректирующее действие оказывает концептуальное время.
Из чередования музыкально-хореографических номеров балета формируется ритм формы, или «композиционный ритм» (по В. П. Бобровскому). Соотношение временных пропорций номеров рассматривается на примере балетов П. Чайковского «Лебединое озеро» и И. Стравинского «Петрушка». За композиционную единицу принимается длительность номеров музыкальной формы. Их смена/соотношение и создает определенный композиционный ритм балета, о котором сказано выше.

Ключевые слова

балетная музыка, классический танцевальный цикл, метроритмическая организация, балеты И. Стравинского, балеты П. Чайковского, взаимодействие музыки и хореографии