DOI: 10.36871/hon.202104008
Авторы
И. В. Самсонова,
А. А. Михайлов,
М. Ю. Алексеева
Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, Ивановская область, город Шуя
Аннотация
Византийская иконография является первоосновой для становления и развития русской традиции изображения Акафиста Богоматери. Акафистная иконография, став визуальной кульминацией мариологического христианства, вместила в себя всю сумму символических смыслов и значений образа Богородицы и в силу особого почитания Богоматери на Руси получила в русской культуре особое звучание.
Несмотря на все совершенство разработанных в Византии иконографических типов, облик Богоматери в иконографии не мог оставаться неизменным. Иконография Богородицы вполне сопоставима с аналогичным явлением в церковной поэзии, где в столь распространенных в России акафистах различным сочетанием эпитетов и сравнений создается каждый раз уникальный словесный образ Богородицы.
Широкое распространение Акафист Богоматери получает на Руси в первую половину XIV–начале XV века. Из функционального аспекта «материнство» прорисовывается трансформация ракурса «духовное материнство по отношению к верующим», так как на иконах нам показана Богоматерь в роли «реальной матери каждого верующего», «матери всего земного на земле». Преобразование функционального аспекта «место в системе иерархии» определяет ракурс «предводитель небесного воинства» — Матерь Божия показана заступницей Московского Царства..
Ключевые слова
икона, акафист, иконографический тип, канон