DOI: 10.36871/hon.202201011

Авторы

Чжан Кайлинь
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена творчеству выдающегося российского композитора С. М. Слонимского, которое рассматривается в контексте его эпохи. Жизнь композитора, как в зеркале, отражена в его произведениях, которые издавались с 1954 по 2020 годы, начиная с «Песенки о будильнике» для голоса и фортепиано и заканчивая Симфонией № 34, опубликованной при жизни мастера. С. М. Слонимский сочинял в разных жанрах, уделяя большое внимание инструментальным тембрам и привлекая инструментарий разных народов и национальных школ. Он расширил состав и усилил драматургическую функцию ударных инструментов. Особое внимание в настоящей статье уделяется сочинениям С. М. Слонимского для струнно-смычковых инструментов — скрипки и альта. Устанавливается, что сочинения для этих инструментов сопутствовали всему творческому пути композитора. Каждый раз по-новому в них находили отражение такие ведущие аспекты индивидуального стиля мастера, как авангардные опыты и музыкальные диалоги с прошедшими культурными эпохами, применение отдельных составляющих словаря русского музыкального фольклора и дерзкая вариативность тембровых микстов.

Ключевые слова

скрипка, альт, стиль, диалоги с прошлым, авангард, фольклор, словарь, тембровые миксты