DOI: 10.36871/hon.202201012

Авторы

А. Н. Хахалкина
Государственный институт искусствознания, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья фокусируется на последнем пушкинском спектакле Петра Наумовича Фоменко (1932–2012) «Триптих», поставленном в «Мастерской П. Фоменко» в 2009 году.
Этим спектаклем открылась Малая сцена в новом здании театра на берегу Москвы-реки. Режиссер соединил в сценической композиции три пушкинских текста: повесть в стихах «Граф Нулин», «маленькую трагедию» «Каменный гость» и «Сцену из Фауста», над которой уже работал в начале 2000-х годов. Спектакль отразил характерные для режиссера принципы работы с литературным текстом, такие как ввод условного рассказчика, использование черновиков и текстов других авторов, музыкальных и лирических фрагментов. Дробная структура спектакля сообщала ему поэтический строй и позволила рассматривать постановку в рамках традиций поэтического театра. В тексте спектакля каждая из трех частей являлась самодостаточным и завершенным произведением. При том что использованные литературные тексты связаны причинно-следственными отношениями, режиссер усложнял структурные связи спектакля, объединяя три текста между собой по ассоциации, свободно сопоставляя одну историю с другой.

Ключевые слова

история русского театра, режиссура, Петр Фоменко, «Триптих», пушкинские постановки, «Граф Нулин», «Каменный гость», «Сцена из Фауста»