DOI: 10.36871/hon.202201015
Авторы
С. А. Ляшова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Российская Федерация, Саратов; Мурманский колледж искусств, Российская Федерация, Мурманск
Аннотация
В статье предпринято исследование исполнительских интерпретаций сочинения Х. Соммерро (2000), впервые вводимого в научный оборот. Главный материал — записи исполнения чтецов С. Хоффа (2000) и Б. Андерсена (2019). Изучение велось c опорой на практики компаративного и лингвистического методов, междисциплинарных подходов, специальных методик музыкального анализа. Основные новые выводы: структура сочинения продиктована задачами донесения многозначных смыслов норвежского литературного материала через неравное включение в номера реквиема, его разное соотнесение с латинским текстом, эмоциональное углубление и обогащение оркестром, хором, солистами; акценты падают на идею-тему жертвенности и жертвы, превративших «Оffertorium» в один из самых драматически напряженных номеров.
Изучение логики ударений, пауз, мелодики речи показало, что чтецы во многом сходны в содержательной трактовке текстов, но интонационно актер 2000 года создает три разных художественных образа, выводит норвежские стихи и прозу на первый план; исполнитель 2019 года тяготеет к повествовательно-сдержанной манере во всех случаях, что уравнивает в значении католические и светские тексты. Реквием Соммерро демонстрирует отчетливое движение к новым способам актуализации традиционных музыкальных форм.
Ключевые слова
«Offertorium», интерпретация, Ольсен, норвежский текст, закономерности художественного чтения, контексты