DOI: 10.36871/hon.202201016
Авторы
Ван Дань
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
Аннотация
В статье прослеживается сценическая жизнь драматических и поэтических произведений А. С. Пушкина. Известно, что поэт не препятствовал театральным постановкам своих произведений, о чем свидетельствует прижизненная инсценировка поэмы «Цыганы», разрешение на которую он дал сам. Отмечается, что Пушкин не стремился стать либреттистом оперы, понимая, что ему в данном случае будет отведена второстепенная роль. Своего рода исключение составляет неоконченная драма «Русалка», текст которой, по мнению исследователей, является не чем иным, как полноценным либретто, написанным для неизвестного композитора. В работе подчеркивается, что поэмы и повести А. С. Пушкина привлекали особое внимание театральных режиссеров. Отдельные произведения поэта инсценировались в жанрах балета, драматической постановки и даже мелодрамы еще при его жизни. Роман в стихах «Евгений Онегин» был адаптирован для сцены в виде драматического представления князем Г. В. Кугушевым в 1846 году. Пьеса Кугушева была написана онегинской строфой, и многие стихи из романа Пушкина были сохранены. На основании ряда исследований в работе высказывается предположение, что в качестве отправной точки для либретто оперы «Евгений Онегин» мог стать текст пьесы Г. В. Кугушева, так как драматическая схема оперы П. И. Чайковского во многом совпадает с планом его пьесы.
Ключевые слова
произведения А. С. Пушкина, инсценировка, пьеса, либретто, опера, театр