DOI: 10.36871/hon.202201017

Авторы

Н. В. Кошкарева
Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, Российская федерация, Москва

Аннотация

Театрализация в отечественном хоровом искусстве второй половины ХХ века коснулась как концепции произведения, так и индивидуального композиторского стиля, исполнительского состава. Поиски музыкальных решений не только направлены на рождение нового, но и обращены к художественному опыту предшествующих эпох. В этом смысле особенно интересны сочинения, синтезирующие многообразие культурно-исторических парадигм. К таким образцам относится цикл для смешанного хора a cappella «Мадригал» Анатолия Ушкарёва (1928–2008). В процессе исследования сочинения изучены отдельные стороны его композиции: литературный источник, драматургия, жанрово-стилевые особенности. Подчеркивается, что фабула стихотворного первоисточника выстраивается путем продвижения от мрачных образов неразделенной любви и смерти к светлым темам счастья, победы жизни над смертью. Широкое семантическое поле поэтической основы дает импульс для полифонизации всех средств музыкальной выразительности. Отмечается, что архитектоника произведения предстает в виде трех «циклов в цикле» с предисловием и послесловием. Каждая часть выступает в роли «персонажа» хорового «театра полифонических миниатюр». В заключение акцентируется, что жанрово-стилевые элементы хоровой композиции предстают как обновление в рамках канона.

Ключевые слова

А. Ушкарёв, хоровое творчество, композиторский стиль, полифонизация, театральность