DOI: 10.36871/hon.202201018
Авторы
Ван Хуаньюй
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Камерная вокальная музыка — одна из самых многогранных сфер исполнительского искусства, не только вовлекающая в свое звучание выразительность и кантилену певческого голоса, но и соединяющая их с художественными особенностями поэтического слова и звуковой краской инструментального сопровождения. Предлагаемая статья посвящена одному из самых актуальных вопросов, рассматриваемых при изучении камерной вокальной музыки, прямо или косвенно затрагиваемому во множестве исследований, среди которых можно назвать работы Б. В. Асафьева, В. А. Васиной-Гроссман, Л. А. Мазеля и др. Этот вопрос в первую очередь посвящен взаимодействию слова и музыки, жанровой организации текстовых и музыкальных источников, особенностям распевания слова. Интерес к нему издавна привлекал внимание исследователей. В данном же случае проблемы художественного содержания вокальных сочинений и их отдельных элементов рассматриваются преимущественно на примерах китайских песен, разнообразных по жанровой и смысловой направленности и посвященных образам природы и состоянию душевного мира человека. Наряду с ними внимание также привлекла популярная советская песня времен Отечественной войны — «Дороженька», получившая в Китае широкую известность, многократно обрабатывавшаяся современными китайскими композиторами. В этих обработках непосредственная связь с советским песенным источником постепенно смягчалась, но при этом возникали новые музыкальные аналогии, указывающие на влияние инструментальных концертных форм музицирования — фантазий, вариаций и др.
Ключевые слова
поэтический текст, сольное пение, аранжировка, распевание, синтез жанров, аккомпанемент, выразительность, музыкальная мысль, камерная музыка