DOI: 10.36871/hon.202201002

Авторы

Бао Ливань
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена мало изученной проблеме соотношения композиторской и педагогической составляющей в наследии Н. Метнера. Указываются важные этапы становления Метнера–пианиста в связи с его работой в Московской консерватории. Анализируются сочинения Метнера, в которых он преследует не художественно-выразительные задачи, а ставит перед собой важные технические цели как педагог, передающий свой огромный опыт наставника фортепианной игры. Сохранилось множество печатных и устных свидетельств о том, что Николай Карлович придавал огромное значение работе над техникой, но не использовал для этого фрагменты пьес, как делал Корто. В работе приводятся композиторские комментарии к репертуару пианиста, а также расшифровывается репертуар, который Метнер проходил с учениками в Московской консерватории. Акцентируется внимание на трех призваниях Метнера: композитор, пианист, педагог, где все три развиваются параллельно, но занимают разное место на различных этапах жизни музыканта в России и в годы вынужденной эмиграции за рубежом. Доказывается, что среди трех ипостасей композитора особенно ощутимо взаимовлияние творчества на педагогику и преподавания на творческий процесс.

Ключевые слова

Метнер, Рахманинов, Скрябин, Бетховен, Бах, Брамс, педагогика, творчество, изобретательность, индивидуальные черты педагогики