DOI: 10.36871/hon.202201021
Авторы
Т. В. Козлова
Н. С. Диденко
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена художественному творчеству неслышащих. В ней анализируются живописные и графические произведения, созданные глухими студентами-художниками, и проводится сравнительный анализ этих работ с работами слышащих.
Исходя из того, что любое искусство синестетично, то есть обладает определенными межчувственными связями, можно сказать, что по наличию различных синестетических связей, отражающих цветовые отношения, ритм и композицию, к живописи ближе всего музыка. Здесь очень близким являются понятия гармонии, интервала, тона, тональности, которые базируются на системе отношений. Поскольку неслышащие лишены возможности полноценно воспринимать музыкальные созвучия, анализ живописных произведений, созданных ими, имеет особое значение для понимания их мироощущения и художественного языка.
В творческом процессе существует тесная связь восприятия различных аспектов жизни и художественного воплощения. В этом контексте интерес представляет работа с цветом неслышащих художников, жизненное восприятие которых физически ограничено, особенно в музыкальной сфере.
В статье также рассматриваются особенности использования ритма и пространства в художественных работах неслышащих студентов-художников. На основании проведенного анализа делается вывод, что чувство ритма фактически не отличается у слышащих и неслышащих. Чувство художественного пространства у неслышащих слабее, чем у слышащих. Сюжетные композиции, созданные неслышащими, не имеют существенных особенностей.
Ключевые слова
неслышащие, художественное творчество, язык, синестетические связи, композиция, ритм, колорит, пространство