DOI: 10.36871/hon.202201022

Авторы

Чжао Хуайчао
Российская государственная специализированная академия искусств», Москва

Аннотация

Статья посвящена творчеству выдающегося русского композитора Николая Николаевича Сидельникова (1930–1992), который внес большой вклад в современную отечественную музыку. Композитор сочинял в различных жанрах, каждый раз избирая для них неординарную трактовку. Эрудиция музыканта, которую особо отмечали его друзья, коллеги и ученики, позволяла ему обращаться к темам из разных литературных источников, будь то своды древнерусских летописей XII–XVI веков (оратория «Поднявший меч»), философский труд Ф. Энгельса «Диалектика природы» (симфония «Гимн природе») или поэтические тексты (вокальный цикл лирических поэм на стихи испанского поэта Ф. Г. Лорки, дилогия «Сычуаньские элегии» на стихи китайского поэта Средневековья Ду Фу, вокальная симфония «Мятежный мир поэта» на стихи М. Ю. Лермонтова). Особый пласт в творчестве Н. Сидельникова составляют вокально-хоровые, в том числе духовные, сочинения, среди которых выделяются: «Литургия святого Иоанна Златоуста », посвященная 1000-летию Крещения Руси, и Духовный концерт для хора a’cappella. В жанрах церковной музыки сконцентрировались все основные константы его стиля, взращенные на сплаве знаменного распева и фольклорных истоков, нашедших выражение в попевочной трихордовости тематизма. Подобный синтез, осуществленный в рамках полистилистики и гармонии, апеллирует к светской музыкальной культуре вплоть до элементов джаза, что демонстрирует свободу в овладении композитором стилей разных эпох. При этом все, в том числе духовные, произведения Н. Сидельникова, пронизаны личностной эмоциональной окраской.

Ключевые слова

симфония, вокально-хоровой цикл, духовные сочинения, поэзия, М. Ю. Лермонтов, Ф. Г. Лорка, Ду Фу, полистилистика, трихордовость тематизма