DOI: 10.36871/hon.202201003

Авторы

А. А. Трифонова
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Институт «Академия имени Маймонида», Российская Федерация, Москва

Аннотация

Статья посвящена художественным и техническим аспектам темпоритма в камерном ансамбле. Сформулирован жанрообразующий признак камерного музицирования как равноправия попеременных темпоритмических инициатив партнеров. Рассмотрена технология синхронизации игры ансамблистов, выделен ее принцип — опора на изменения пульсации, а не на ее стабилизацию; развенчан миф о равномерности как основе синхронизации. Проанализированы особенности темпоритмического взаимодействия партнеров в камерно-ансамблевом репертуаре разных эпох и стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, ХХ век). Доказано, что каждая из эпох сформировала свой тип темпоритмических отношений. Для барокко характерен конфликт равномерной осевой пульсации, восходящей к танцевальному шагу, и агогически детализированной горизонтали. Для классицизма — бóльшая интеграция мелкого пульса в крупный и, соответственно, бóльшая равномерность, обусловленная танцевальными и дирижерскосимфоническими корнями музыкального материала. Для романтизма типична агогическая свобода мелодии и подчинение ей аккомпанемента, обусловленное принципом tempo rubato. Для импрессионизма — темпоритмическая значимость колористических «событий» и, соответственно, приоритет статики над развитием. Для традиций камерного ансамбля ХХ века отличительным свойством являются: направленность на переосмысление доромантических традиций и выход за рамки мажоро-минора.

Ключевые слова

агогика, вертикаль, горизонталь, конфликт, пульсация, синхронизация