DOI: 10.36871/hon.202201004
Авторы
М. И. Имханицкий
Российская академия музыки имени Гнесиных, Российская Федерация, Москва; Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва
М. И. Шарабарин
Белгородский государственный институт искусств и культуры, Российская Федерация, Белгород
Аннотация
В данной статье рассматриваются недостаточно разработанные в музыковедении вопросы становления репертуара для смешанных русских народных ансамблей — от зарождения до настоящего времени. Особое внимание уделяется сочетанию, с одной стороны, остро-краткозвучных по своей природе инструментов: домр, балалаек и гуслей, и с другой — инструментов мягко-долгозвучных, таких как разнообразные виды гармоник. Подчеркивается, что на современном этапе культивирования музыки для смешанных ансамблей заметна тенденция к созданию более глубоких и развернутых произведений. Выявляются характерные черты композиции сочинений, для которых свойственно «сквозное» развертывание, использование многообразных фактурных средств. В создании особой многотембровости звучания немалая роль отводится новым приемам игры, введению в типовой состав ансамбля разнообразных фольклорных духовых, ударных, а также инструментов повседневного быта — пилы, косы, кувшинов, приобретающих роль музыкального инструментария; отмечается введение элементов театрализации при исполнении произведений. Выразительности звучания способствуют обогащение мелоса сочинений обильной мелизматикой, значительное расширение ладовой палитры, использование политональности. Все это позволяет композиторам рельефнее раскрывать тембровые возможности русских национальных инструментов.
Ключевые слова
смешанный ансамбль, виды звукообразования, специфика звуковедения, гармоника, домра, балалайка