DOI: 10.36871/hon.202201007

Авторы

Н. К. Евдокимова
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, Российская Федерация, Екатеринбург

Аннотация

В современном науковедении наблюдается возрастающий интерес к истории развития отечественной науки, что позволяет определить ведущие тенденции ее эволюции. В данной статье рассматривается одно из магистральных направлений научного знания — процесс интеграции наук, который в XX веке актуализировался и в российском музыкознании.
Цель работы — реконструкция исторических этапов формирования и становления интегративных направлений в отечественной музыкальной науке обозначенного периода. Диахронический и синхронический методы дают возможность рассмотреть исследуемую проблематику в «горизонтальной» плоскости и в контексте «вертикально-исторических» связей, что позволило выявить траекторию развития процесса интеграции и обосновать наличие двух его различных периодов в отечественной музыкальной науке XX столетия.
В статье анализируется категориальный аппарат интегративных направлений, принятый в современной философии науки: это такие понятия, как «междисциплинарность», «полидисциплинарность» и «трансдисциплинарность». Анализ исследовательской практики показывает, что наиболее характерным для музыкознания является термин «междисциплинарность» и его аналог «интердисциплинарность».
В настоящее время феномен междисциплинарных взаимодействий в музыковедении является малоисследованной областью. Обращение к истории формирования интегративных направлений как к объекту изучения дает возможность дополнить научную картину мира музыкознания и внести свой вклад в разработку общей теории интеграции наук.

Ключевые слова

история и методология музыкознания XX века, интеграция наук, междисциплинарные исследования, Государственный институт музыкальной науки, Научно-исследовательский музыкальный институт при Московской консерватории