DOI: 10.36871/hon.202201008

Авторы

О. М. Плотникова
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки, Российская Федерация, Магнитогорск

Аннотация

Статья посвящена выяснению семантики игрового кода культуры и его верификации в поликодовой системе оперы «Дон Жуан» В.-А. Моцарта. Отражающий языковую картину мира концепт «игра» рассматривается в качестве основания смыслопорождающей структуры кода. Семиотический методологический подход становится ключом к познанию различных соприкасающихся и взаимодействующих друг с другом информационных уровней его функционирования. Реконструкция игрового культурного кода представляет историко-контекстуальное пространство оперы как органичный элемент авторского художественного текста. В экстрамузыкальной проекции игра — основа философского дискурса эпохи Просвещения и доминанта австрийской национальной культуры. Она атрибутируется в качестве стиля жизни и художественного мировидения композитора. Игровой код культуры раскрывает авторский замысел художественного пространственно-временного решения сценографии оперы, проектирует драматургическое развитие художественных образов и межкультурные коммуникации между ними. Исследование феномена игры в бинарных оппозициях выявляет мифологические принципы мышления композитора и космогоническую матрицу концепции оперы. Изучение многоступенчатой «лестницы» контекстов позволяет постигнуть механизм формирования семантического кейса игры и осмыслить семиотическую систему «Дон Жуана» как составную часть более широкой семиотической структуры музыкальной культуры.

Ключевые слова

культурный код, концепт «игра», В.-А. Моцарт, «Дон Жуан», семиотический метод анализа