DOI: 10.36871/hon.202201009

Авторы

Е. Н. Сергеев
Российская государственная специализированная академия искусств, Российская Федерация, Москва

Аннотация

Немецкая система типизации голосов, созданная пианистом, дирижером, теоретиком и историком музыки Рудольфом Клойбером, в современном мире не только не потеряла значимости, но приобрела еще большую. Главный труд жизни Клойбера «Справочник оперы» переиздавался более пяти раз, был переведен на английский, французский, итальянский, испанский языки и имел своих последователей, наиболее известный из которых — автор книги «Гид оперных ролей и арий» Ричард Болдрей. Однако труды этих авторов до сих пор не были освещены в российском музыковедении. В работе выдвигаются исторические предпосылки развития типологии голосов, рассматриваются критерии их классификации по системе Fach, ставится вопрос об актуальности этого метода в современном оперном театре. Предпосылками для рассмотрения данной проблемы стали работы американских и немецких авторов: Р. Клойбера, Р. Болдрея, С. Коттон, в трудах которых высказываются противоположные точки зрения. В статье приведены наиболее яркие цитаты, аргументирующие ту или иную позицию специалистов. Автор настоящей статьи выступает «модератором этой дискуссии» и старается по возможности представить объективную картину, касающуюся Fach-системы.

Ключевые слова

Рудольф Клойбер, «Справочник оперы», актуальность типизации голосов