DOI: 10.36871/hon.202202001

Авторы

Е. А. Карцева
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Москва

Аннотация

В статье рассматривается феномен «паблик-арта» (public-art) как направления современного искусства, существующего за пределами арт-институций и играющего все более важную роль в современной дискуссии о подходах к формированию городской образности. Современная скульптура и городские арт-проекты приходят на смену памятникам и другим традиционным формам декоративно-монументального искусства. Это обусловлено эволюцией пространственно-культурного дискурса, новыми требованиями человека к городской среде и развитием технологий. Включение паблик-арт-проектов в российский культурный ландшафт носит пока несистемный характер, но в последние годы становится все более обсуждаемым и имеет потенциал для увеличения. Работа с уличным пространством подразумевает наличие особых профессиональных компетенций на пересечении современного искусства, архитектуры, дизайна. Профильная специализация или дисциплины по паблик-арту в российских вузах отсутствуют. Для интеграции в профессиональную среду и поиска контакта со зрителем художникам приходится получать необходимые навыки самостоятельно — из разрозненных источников или в негосударственных образовательных учреждениях. Цель статьи –– формулирование сути и отличительных особенностей паблик-арта как художественной практики, а также компетенций и навыков, необходимых для реализации проектов современного искусства в городской среде.

Ключевые слова

паблик-арт, искусство в городе, городской арт-проект, художественное образование, профессиональные компетенции современного художника